Владимир путин как легист

Владимир путин как легист

Легисты не верили в добродетель, источником закона для них была не совершенная материя, а верховная власть

Лейтмотивом последних нескольких месяцев политике в Российской Федерации являлись оппозиции и взаимные обвинения власти в отсутствии вразумительной идеологии и программы. Вправду, и те и другие как словно бы бы стеснялись четко сформулировать собственные предпочтения в опасении отпугнуть часть электората либо политических элит. Но при всей идейной неопределенности людская история неизменно готова предложить параллели.

Все мы не забываем, с каким лозунгом Владимир Владимирович Путин вышел на политическую арена в 1999 г. Лозунг«диктатура закона», очевидно, не был им придуман, и в случае если у Путина и имеется политические кумиры, то такими кумирами, по всей видимости, имели возможность бы стать «законники» эры борющихся царств Старого Китая — легисты во главе с Шан Яном, его последователем Ли Сы и приведенным ими к могуществу императором Цинь Шихуаном.

Разглядим главные постулаты легистов. Во-первых, это, фактически говоря, закон («фа»). Речь заходит как раз о писаном законе, а не о праве как об совершенной категории. Легисты верили в то, что следование букве твёрдого (а обычно ожесточённого) закона есть действенным средством борьбы с изначально порочной природой человека.

Это делает поступки людей предсказуемыми, а управление ими — легче. Легисты не верили в добродетель, а исходя из этого и источником закона для них была не совершенная материя, а верховная власть.

II постулатом легистов служило «шу» — мастерство, секрет управления, — которое среди другого включало ожесточённые наказания, и известную закрытость власти, с тем дабы вырабатываемые ею действия и решения не были предсказуемы, а единственной моделью поведения подданных было слепое следование писаному закону. Данный постулат был призван предохранить власть от ее захвата как внутренними, так и внешними неприятелями. III постулат легизма —«ши» — возможно перевести как«харизма», т.е. непререкаемый авторитет главного правителя, что не имеет возможности подвергаться критике какого именно бы то ни было рода.

Нетрудно совершить параллели между событиями и этими постулатами русском политике последних месяцев. Это и последовательное ужесточение законодательства, и практика его формального применения, и непрозрачность процедур выработки ответов, и репрессии в отношении тех, кто пробует оспорить властный авторитет.

Любопытно, что характерными идеями Шан Яна были кроме этого ограничение народного образования и опора на сильную армию — тенденции, каковые стали особенно деятельно реализовываться сейчас силами нового русского правительства.

Характерно, что увлечение восточными философами по большому счету было характерно позднему советскому управлению и, например, вершине КГБ, которая черпала воодушевление из произведений легистов. Так, по свидетельству ассистента Юрия Андропова Льва Делюсина, «Книга правителя области Шан» в переводе была настольной книгой старого генсека.

Как мы знаем, легисты не хорошо кончили. Шан Ян и Ли Сы были обвинены в измене и казнены, кто-то был отравлен, кто-то был осужден по тем законам, автором которых сам же и являлся. Император Цинь Шихуан погиб по окончании потребления даосских пилюль в отыскивании бессмертия (даосизм, как и другие неофициальные религии, был, кстати, тогда запрещен).

Через год по окончании смерти Цинь Шихуана по всему Китаю начались восстания, его дети либо наложили на себя руки, либо были убиты, семейство пресеклась, а выстроенная по схемам легистов империя распалась на куски. Сценарий, которого многие у нас желали бы избежать.

P.S. По окончании семи лет смуты, последовавшей за падением семейства Цинь, в Китае наступило «золотое время» расцвета эры Хань, династии, просуществовавшей продолжительнее каждый правящей династии в китайской истории и давшей самоназвание всему китайскому этносу. Данный период в течении столетий являлся образцом для подражания для всех последующих.

На смену легизму в качестве господствующей идеологии пришло конфуцианство с его базисными понятиями о человеколюбии («жэнь»), добродетели («дэ»), искренности («синь») и справедливости («и»).

Марат Давлетбаев. Создатель — юрист, китаист, член оргкомитета Партии 5 декабря

11 Интересни факти за претседател на Русија Владимир Путин


Темы которые будут Вам интересны:

Категория: Статьи о мире  Теги: ,
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.