Сингапур и его первый премьер-министр — ли куан ю

Сингапур и его первый премьер-министр - ли куан ю

Украинский президент Виктор Федорович Янукович встретился с первым премьером Республики Сингапур Ли Куан Ю. По словам Януковича, Украина заинтересована в изучении опыта развития Сингапура: достигнутый им прогресс в социальной сфере и экономике есть «вправду захватывающим». За этими сухими строками мало кто узрел показатели сенсации: Ли Куан Ю признан самым успешным начальником страны XX века.

В то время, когда он возглавил Сингапур, тот был в значительно нехорошем положении, чем Украина. А сейчас это «город-сад». Уроки госменеджмента от Ли Куан Ю – именно то, чего не достаточно нам на данный момент.

В Громадной Советской Энциклопедии Ли Куан Ю посвящена статья длиной менее 500 печатных знаков. Появился 16.09.1923, по образованию юрист, с 1951 года занимался адвокатской практикой. В 1951-59 годах – участник профсоюзного перемещения. В 1954-ом избран генсеком Партии народного действия (ПНД). В 1955-ом стал депутатом законодательного собрания.

По окончании общих выборов 1959 года, в то время, когда партия собрала большая часть голосов, взял пост премьера Сингапура и занимал его до 1990 года.

На момент, в то время, когда 36-летний юрист возглавил Сингапур, это была полоса суши, лишенная каких-либо природных ресурсов. Кроме того питьевой воды (!). И, как следствие, по большому счету не имевшая политических амбиций. Британские колонизаторы именовали его азиатской деревней и применяли в качестве военно-морской базы на Дальнем Востоке. Американцы плели политические интриги и подкармливали местную оппозиционеров.

А доход на одного человека составлял всего $400: Сингапур занимал приблизительно то же место во всемирной классификации государств, которое на данный момент занимает Украина с подушным доходом $720.

Исходя из этого слова Куан Ю – Мы выстроим государство, которое не просто выживет, но и превзойдет другие страны – во второй половине 50-ых годов двадцатого века никто не воспринял действительно. Но в то время, когда через тридцать лет Сингапур обогнал по уровню доходов на одного человека Англию ($30 000 на каждого против $24 000) и стал фаворитом по привлечению инвестиций, мир должен был признать Куан Ю самым успешным начальником в истории ХХ века.

Само собой разумеется, Ли Куан Ю – непростой человек: он доводил до самоубийства чиновников-коррупционеров, летал рейсовыми самолетами и ездил сам за рулем Студебекера, в то время, когда его давали предупреждение о возможности покушения. Вместе с тем он металлической рукой повел нацию к процветанию, заткнув рот свободной прессе и практически отменив избирательную совокупность.

Далеко не все из того, что применил лучший начальник ХХ века в собственной стране, может понадобиться нам. Но весьма многие его советы весьма и весьма уместны.

В ноябре 2002 года по самым высоким кабинетам Украины и России блуждал неповторимый самиздат, что по популярности затмил кроме того распечатки пресловутых пленок Мельниченко. Это был распечатанный на лазерном принтере 423-страничный перевод мемуаров Ли Куан Ю называющиеся Сингапурская история: из третьего мира в первоначальный. «Предположениям» тогда удалось дотянуться литературу для служебного пользования и опубликовать занимательнейшие фрагменты. Кое-что стоит повторить на данный момент.

Учебник по национальному менеджменту, написанный Куан Ю по окончании ухода в отставку, – пожалуй, самые откровенные мемуары национального деятеля, в которых вещи названы собственными именами и даны уникальные подсказки государствам, испытывающим экономические трудности пополам с политическим давлением сильных мира этого.

Итак, совет первый: забери у государственныхы служащих нетрудовые доходы

В то время, когда правительство ПНД (партии Ли Куан Ю. – Авт.) пришло к власти в 1959 году, его члены решили бороться со взятками. Прошлое правительство Лим Ю Хока (1956-1959) становилось все более коррумпированным. Министр просвещения этого правительства Чью Сви Ки взял миллион сингапурских долларов из американских источников для противодействия коммунистам на грядущих выборах.

Обширно распространились слухи о меньших суммах, каковые переходили из рук в руки по обстоятельствам, не связанным с идеологией.

Искушения коррупцией имеется везде, не только в Сингапуре. Во многих аэропортах государств Юго-Восточной Азии путешественники сталкивались с задержками при прохождении таможенного и эмиграционного контроля, в случае если не пребывало соответствующих стимулов для ускорения этих процедур, обычно в виде наличных.

То же самое происходило на дорогах: будучи остановленными милицейским за предполагаемое превышение скорости, водители передавали им собственный водительское удостоверение вместе с определенной суммой в долларах, дабы избежать наказания. Вышестоящие служащие кроме этого не подавали хорошего примера. Во многих городах региона кроме того госпитализация по окончании дорожно-транспортного происшествия потребовала дачи взятки, дабы поскорей привлечь к себе внимание.

Это, непременно, должно было раздражать чужестранцев.

Как пишет Ли Куан Ю, «мы осознавали, что маленькая власть, эта людям, каковые не смогут достойно прожить на собственный жалованье, формирует стимулы для ее неправильного применения. Исходя из этого отечественная борьба за чистое, не коррумпированное правительство имела глубочайший суть.

С самого первого дня отечественного нахождения у власти в июне 1959 года мы добились того, что любой американский доллар, поступавший в бюджет, был надлежащим образом учтен и доходил до собственных получателей до единого цента, не прилипая по пути к чьим-либо рукам. Сначала мы уделяли особое внимание тем видам деятельности, где властные полномочия могли быть использованы для извлечения личной пользы, и усилили контроль за тем, дабы этого не происходило».

Главным органом, что занимался борьбой со взятками, было Бюро по расследованию коррупции (БРК). Оно было основано британцами в 1952 году. «Мы решили сосредоточить внимание БРК на больших взяточниках в высших эшелонах власти. С небольшой сошкой мы собирались бороться методом облегчения удаления принятия и процедур решений всякой неясности в законах методом издания ясных и несложных правил, впредь до лицензирования и отмены разрешений в менее ответственные сферах публичной судьбе.

Так как мы столкнулись с проблемой осуждения коррупционеров в судах, мы стали неспешно ужесточать законы.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века мы поменяли устаревший Закон о борьбе со взятками, принятый во второй половине 30-ых годов XX века, и расширили определение взятки так, что оно начало включать каждые блага, имевшие какую-либо цена. Отпала необходимость обосновывать, что человек, получивший взятку, вправду имел возможность оказать требуемую услугу.

С 1963 года мы ликвидировали анонимность, другими словами ввели необходимое правило для свидетелей, вызываемых БРК для дачи информации, воображать себя. Во второй половине 80-ых годов XX века мы повысили большой штраф, налагавшийся за коррупцию, с 10 000 до 100 000 сингапурских долларов. Дача фальшивых показаний БРК либо введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся штрафом и тюремным заключением до 10 000 сингапурских долларов.

Суды были уполномочены проводить конфискацию доходов, взятых в следствии коррупции.

В первой половине 70-ых годов двадцатого века БРК прекратил существование синдиката, складывавшегося из более чем 250 мобильных полицейских патрулей, каковые приобретали платежи в размере от 5 до 10 сингапурских долларов с обладателей грузовиков, чьи транспортные средства они распознавали по адресам, написанным на бортах грузовиков. Те обладатели грузовиков, каковые отказывались платить, пребывали на грани нескончаемых штрафов.

Таможенные госслужащие приобретали взятки за ускорение проверки транспортных средств, перевозивших контрабанду и запрещенные товары. Персонал Центральной работы обеспечения (правительственный департамент, занимавшийся поставками и заготовками) за определенную мзду давал заинтересованным лицам данные о заявках, поступивших на тендер. Госслужащие Импортно-экспортного департамента приобретали взятки за ускорение выдачи разрешений.

Подрядчики давали взятки клеркам, дабы те закрывали глаза на определенные нарушения. жители и Владельцы магазинов домов платили рабочим Департамента публичного здравоохранения за уборку мусора. учителя и Директора некоторых китайских школ приобретали комиссионные от поставщиков канцтоваров.

Да, людская изобретательность фактически нескончаема, в то время, когда дело касается конвертации власти в личную пользу. Избавиться от этого организованного рэкета было не через чур тяжело. Тяжелее было найти изолированные акты коррупции, а, найдя – бороться с ними».

Следующий рецепт успеха от Ли Куан Ю звучит так: удешеви выборы

Занимавший ранее пост премьер-министра Сингапура исходил из того, что избирательная совокупность не должна быть дорогой, как, скажем, в Японии, либо коррумпированной, как в Малайзии либо Индонезии.

«Самой дорогой есть японская избирательная совокупность. Зарплата и дотации на покрытие затрат, приобретаемые членами и министрами японского парламента, малы. Наряду с этим участнику японского парламента требуется свыше миллиона долларов в год, дабы содержать штат собственных ассистентов в Токио и в избирательном округе.

Сингапуру удалось избежать применения денег в избирательной борьбе. В 1959 году, будучи фаворитом оппозиции, я убедил премьера Лим Ю Хока сделать голосование необходимым, запретить практику применения машин для доставки избирателей на участки для голосования. У партии не было необходимости пополнять казну по окончании выборов, а между выборами мы не раздавали подарков избирателям.

Мы получали того, что люди снова и снова голосовали за нас тем, что создавали рабочие места, строили школы, поликлиники, публичные центры и, что было серьёзнее всего, дома, которыми они обладали. Эти социальные блага поменяли жизнь людей и убедили их в том, что будущее их детей – с ПНД.

Оппозиционные партии кроме этого не нуждались в деньгах. Они побеждали отечественных парламентариев, по причине того, что избиратели желали, дабы оппозиция в парламенте давила на правительство.

Так, Сингапур показал, что совокупность чистых, свободных от денег выборов оказывает помощь сохранить честное правительство. А по окончании сорока лет победы Партии народного действия на прямых выборах Сингапур отказался от партийной совокупности и создал первый в мире парламент демократически назначаемых, а не выбираемых кандидатов, каковые имели возможность бы высказывать свободные, непартийные взоры.

Рецепт третий: попытайся перевоплотить собственную страну не в сырьевой анклав, а в денежный центр

История отечественного денежного центра, – пишет в собственных мемуарах Ли Куан Ю, – это история того, как мы по крохам усиливали доверие к Сингапуру как к месту, где бизнес ведется честно. Мы воспитывали государственныхы служащих, владевших навыками и знаниями, дабы они так регулировали и осуществляли надзор за биржевыми организациями и финансовыми учреждениями, дабы свести до минимума риск сбоев в денежной совокупности.

Мы привлекли интернациональные денежные университеты тем, что отменили налог на вывоз доходов, взятых вкладчиками-нерезидентами. Все депозиты, деноминированные в азиатских долларах, не учитывались при расчете банковских резервов и нормативов ликвидности. И к 90-м годам Сингапур стал одним из наибольших денежных центров мира. По количеству валютных операций Сингапур уступает лишь Лондону, Нью-Йорку и только мало отстает от Токио.

Успех Сингапура побудил другие страны региона с середины 80-х годов развивать личные интернациональные денежные центры, обычно предлагая еще более щедрые налоговые льготы.

Приветствуя инвестиции, мы вместе с тем в течение более чем трех десятилетий ограничивали доступ зарубежных банков на местный рынок. В 1997 году я решил порвать с данной совокупностью. Сингапурские банки нуждались в приходе гениальных чужестранцев и смене образа мышления. Отечественный осмотрительный подход помог нам пережить экономический кризис, разразившийся в Восточной Азии в 1997-1998 годах. Отечественные банки были в хорошей форме, фондовый рынок не лопнул.

Нам потребовалось 30 лет с момента начала операций на рынке азиатских долларов во второй половине 60-ых годов XX века, дабы создать репутацию прекрасно управляемого международного денежного центра».

Совет четвертый: наказывай всех

Ли Куан Ю всегда был уверен, что людям, каковые строят процветающее государство, ничего не должно мешать. Меньше всего он обожал беспорядок, замечательно осознавая, что в страну с нескончаемыми забастовками никто не положит ни пенни. И для начала одержал победу над местным профсоюзом сингапурских поденщиков. С забастовками было покончено. Параллельно граждан страны приучили (повально) быть доброжелательными и аккуратными. Неприветливых и неопрятных также наказывали.

До сих пор в Сингапуре нет бомжей и загаженных улиц. Не разрещаеться ввозить жвачки. А о том, дабы швыряться ими везде, – кроме того и речи быть не имеет возможности.

Позднее дисциплина распространилась и на чужестранцев. Как-то сингапурским разведслужбам удалось поймать трех американцев с поличным в квартире на Орандж Гроув Роуд в тот момент, в то время, когда они подготовились проверить отечественного офицера Особого департамента, посредством детектора лжи. Один из них был сотрудником консульства США в Сингапуре и заявил о собственном дипломатическом иммунитете; два вторых были офицерами ЦРУ, один из которых базировался в Бангкоке, а второй – в Куала-Лумпуре.

«Мы располагали достаточными доказательствами, дабы упрятать их за решетку на 12 лет. Генконсул США, что ничего не знал об данной операции, просил об увольнении. Обсудив эту проблему с Кен Сви, Чин Чаем, Раджой и Пан Буном, я сообщил послу Англии лорду Селкирку, что мы высвободим этих людей, а их противозаконная деятельность не будет опубликована, в случае если американцы предоставят правительству Сингапура 100 миллионов долларов на потребности экономразвития.

Американцы внесли предложение один миллион американских долларов, но не правительству Сингапура, а ПНД, что было немыслимым оскорблением».

P.S. Что такое Сингапур начала 60-х годов? Это Украина на данный момент, с той отличием, что мы не нищая азиатская деревенька, а громадное государство в центре Европы. Но в остальном все сходится. Госслужащие обирают население и бизнес. Регулировщик на дороге и нянька в поликлинике одинаково интегрированы в выстроенную функционерами пирамиду поборов – сверху донизу.

Трудятся зарубежные банки, а власти пробуют снизить налоги. Целый вопрос в том, готовы ли мы вкалывать так, как сингапурцы на данный момент, дабы жить в таком же благополучии через 10-20 лет?!

Галина Моисеева

Источник: versii.com 2010-09-20

Просматривайте кроме этого о Ли Куан Ю в Википедии

Макушка фантастического комплекса Marina Bay Sands (Сингапур)

Сингапурская история


Темы которые будут Вам интересны:

Категория: Статьи о мире  Теги: ,
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.