Пьяченца: городские сюрпризы…

Пьяченца: городские сюрпризы...

Открыточный вид Пьяченцы — города, что ни Муратов в «Образах Италии», ни «Афиша» в собственном путеводителе не почтили рассказом – это элегантная Пьяцца Кавалли. В том месте на фоне готического палаццо Комунале красуются две барочные скульптуры, огромные и шикарные медные наездники Алессандро Фарнезе и его сын Рануччо.

Площадь неизменно освещена – или солнцем, или фонарями, или луной. Но особенной памятью о Пьяченце остались три истории, которым бы не произойти, не пойми путешественник за много лет странствий наиболее значимую заповедь: в случае если видишь чёрную лестницу, ищи, где зажигается свет.

Выключатель первый.

Церковь Сан Систо (Chiesa di San Sisto) случайно попалась по дороге к галерея во Дворце Фарнезе. Барочный фасад был видимым в глубине арки. Заповедь – видишь церковь, войди в нее – понятна каждому. Полутемный интерьер (в Италии свет экономят) был ренессансным с забавными барочными фресками, где ангелы скрываются под занавеси – притворяющиеся тучами — и лишь пухлые розовые ножки и торчат.

В алтаре подсвечена копия Сикстинской Мадонны Рафаэля. Первая идея – ну что за дурновкусие, в Италии, где мадонны на каждом шагу, все музеи от них ломятся, что ни храм, то вот вам Перуджино либо Тинторетто – в случае если уж не Джотто либо Фра Анджелико — а тут очевидная копия. Так бы и побрел разочарованный путешественник во Дворец Фарнезе, унося с собой из Сан Систо розовые безобидные ножки, если бы не чёрная лестница в крипту.

Первый выключатель был на виду, второй было нужно продолжительно нащупывать в полумраке, в этот самый момент из под сводов засиявшей всеми огнями крипты с укором выглянул огромный автопортрет Рафаэля в окружении десятков стендов с текстами. Оказалось, что именно для Сан Систо и была написана Сикстинская Мадонна (фактически, из этого и наименование), и висела она в том самом алтаре, где сейчас ее заменяет копия, пока в первой половине 50-ых годов восемнадцатого века настоятель храма не реализовал шедевр, чтобы подправить денежные дела прихода.

Мадонна досталась Августу Саксонскому, королю Польскому и галерее города Дрездена. Знание меняет ракурс видения. Сейчас в алтаре через копию проступил оригинал – и в богатой барочной раме замерещилась столь любимая данной эрой игра в отражения и обманки.

По краям раму поддерживают два золотых ангелочка, словно бы вознося Мадонну в алтарь. А возможно в картины это они и уселись, пзавершив собственный нелегкий труд, устало подперев подбородок?

Выключатель второй.

Сюрпризов нет ничего, что предсказывало, под моросящим дождиком путешественник возвращался из церкви Санта Мария ди Кампанья, Святая Мария Полевая, выстроенной на площади, где отец Урбан II созывал обитателей Пьяченцы в первоначальный крестовый проход. Расписал церковь – воздвигнутую через 500 лет по окончании призыва Урбана, перевернувшего историю всей Европы – Порденоне. Его фрески щедро покрывают купол, стенки и пара капелл.

Их также было нужно освещать при специального аппарата и помощи монеты, но это не личная находка, а простое туристическое удобство. Под впечатлением от россыпи гирлянд, обнажённых младенцев, грешников и праведников, орудий пыток и музыкальных инструментов, путешественник брел по Via Taverna, в этот самый момент в глубине арки древнего палаццо под номером 66 мелькнул белый слон Сальвадора Дали на долгих ножках.

Это, само собой разумеется, арт-объект по мотивам, но в арку было нужно зайти. Тут в дверях показался карлик – весьма любезный, совсем веласкесовский карлик, и задал вопрос с надеждой в голосе: «Вы в галерею?». Было нужно дать согласие.

В огромной квартире на первом этаже обнаружились весьма средние плоды арт-опытов, но пустынные интерьеры завораживали. Слон Дали и карлик казались чудесными привратниками чего-то неизвестного, так что, покидая гостеприимную галерею, логичным показалось свернуть не налево – к освещенной улице, а направо – к пыльной парадной лестнице. Мраморные балясины покосились, их подперли наструганной доской.

Выключателя видно не было. Ход на первую ступень, ведущую наверх – в кромешную тьму – и сам загорается тусклый свет.

Он осветил переплетение лестниц – привет картинам Пиранези — роспись потолка с многоярусными колоннами-обманками, теряющимися в небесах. На втором этаже у дубовых дверей расположились скульптуры, и в дрожащем свете возможно было рассмотреть фрески – тут Геракл, а в том месте — Артемида с оленем. Ход еще выше, свет на первом этаже меркнет – и ты отрезан от мира в параллельном пространстве. Дверь с табличкой «A.Macoppi».

Рука сама тянется к звонку.

Резкий звон в зачарованном царстве. И что я на данный момент сообщу господину Макоппи? Неужто вы тут живете? Кто вы? Звон прошелся эхом по лестничным пролетам и затих. В этот самый момент погас свет.

Осталась плесневелый запах и тишина времени. Еще ход – новая лампочка осветила велосипед за колонной. Показался инопланетянином.

Выключатель третий.

Торопясь в Пьяченце на вокзал, возможно пройти мимо церкви Сан Савино (San Savino) и ничего не заподозрить. Фасад – позднее барокко, не воодушевляет. Но мы же знаем, что нельзя не открыть дверь. Мозаичный черно-белый пол с рыбами, романские колонны – в алтаре распятие XII века.

Табличка проясняет, что храм посвящен святому Савину, что около пятидесяти лет был епископом Пьяченцы и одним из отцов-основателей Антиохийского собора в 372 году, где боролся с арианской ересью. Кроме этого был он славен тем, что усмирял воды реки По, исходя из этого в первой половине 20-ых годов XX века полу украсили мозаикой с рыбками в романском духе.

Легкое разочарование, но за закрытой решеткой темнеет крипта. Итак, в случае если вам когда-нибудь доведется побывать в Сан Савино, смело толкайте решетку, она не закрыта, и ищите выключатель. В крипте и прячутся романские чудеса – уникальная мозаика XII века, отысканная в 1902 году на протяжении ремонта: гады морские, рыбы (вот чем вдохновились, в то время, когда делали новый пол) и символы зодиака.

После этого смело поднимайтесь по ступеням к распятию в алтаре центральной абсиды. В этот самый момент чудеса продолжатся: «Год» держит солнце и луну, он в круге, что крутят ветра и животные – так движется время. Рядом мозаичный король приобретает закон, а шахматист играется с дланью Всевышнего, сосредоточенно переставляет фигуры.

Каждое путешествие – также игра, в которой так принципиально важно помнить своевременно зажечь свет.

Специально для 100dorog

Татьяна Пигарева

Фотографии автора

Источник: 100dorog.ru

Супер сюрприз от средне — русской пчелы ( Медовая рыбка)


Темы которые будут Вам интересны:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.