Новый год в племени яо мьен

Новый год в племени яо мьен

Мьяо Яо — одно из главных и бессчётных горных племен Лаоса. Они мигрировали  из Китая на юг примерно 350 лет назад. В Лаосе Яо составляют две группы: живущие в горах  на берегах рек, северяне Яо Мун (еще их именуют  «Лао Хуай», «люди потоков») и расселенные на юге  Яо Мьен,  «высокие лао».

Согласно данным переписи 2005 года всего в Лаосе живёт 27449 Яо.

Мне посчастливилось встретить Новый год вместе с племенем Яо Мун в деревеньке Нам Кун провинции Луангнамптха. Деревня Яо находится в заповеднике диких слонов на самой границе с Китаем, это новое поселение, оно основано всего в 2000 году. В деревню переселились Яо со всех финишей провинции.

Все они принадлежат одному племени, говорят на одном наречии и хранят собственные традиции. Язык  Яо относится к китайско-тибетской семье и в письме они применяют китайские иероглифы, но замечательно знают лаосский, тайский и вьетнамский языки.

Долгожданный вид на деревню по окончании продолжительной дороги по джунглям.

Мьяо Яо встречают Новый год по лунному календарю. Празднование проходит пара дней и во многом сильно напоминает празднование Нового года в Российской Федерации. С самого раннего утра дамы начинают хлопотать на кухне и готовить еду, а мужчины чинят технику и делятся последними новостями. По окончании обеда наступает «пьяное время», которое достигает апогея к ночи. Водка в Лаосе именуется практически так же как страна «лао-лао», исходя из этого не выпивать её — не патриотично.

Ни один праздник не обходится без возлияний. Гостей встречают полной стопочкой. Мне приходилось обманывать: делать вид, что я отпила из рюмки, морщиться и закусывать. Отказываться от выпивки было бы не культурно.

Пьяные лаосцы радостные и не агрессивные, тех, кто переоценил собственные силы приятели уводят к себе отсыпаться.

Застолье с игрой… … и песнями на «ударных».. Вместо барабвнных палочек употребляются палочки для еды, скрепленные клейким рисом.

Самобытности племенам Яо Мун и Яо Мьен придают броские национальные костюмы. Узкие трансформации в вышивки мотива и стиль одежды показывают родство, культ и этническую принадлежность к группе. Яо Мун сами выращивают хлопок, из которого шьют одежду, в качестве красителя они по большей части применяют  индиго. Листья индиго погружаются в чан с водой, позже додают известь и оставляют краску настаиваться от двух до шести дней.

Одежду красят большое количество дней подряд, погружая ткань в чаны с краской по нескольку ежедневно, дабы добиться глубокого светло синий цвета.  Костюм народа Яо Мун не изменялся более столетия. Женские и мужские туники  изготавливаются из четырех главных вертикальных панелей, два для передней и задней и два для рукавов.  Женские туники украшены  розовыми и красными воротниками, напоминающими боа.

Раньше  дамы Яо носили белые хлопковые леггинсы, но сейчас эта часть костюма скоро исчезает, как их вышитые ботинки на смену которым приходят резиновые тапочки. Классический костюм отличается богатой ручной вышивкой. По словам Яо Мьен, вышивка демонстрирует творчество и трудолюбие — серьёзные материнские качества. Юные люди часто выбирают себе жён среди тех, чей узор вышивки аккуратнее и уже.

Девочки начинают обучение мастерству вышивки уже в шесть либо семь лет. Изготовление штанов может занять до девяти месяцев.

Мьяо Яо практикуют форму даосизма, которая подразумевает поклонение нескольким духу предков и небесным божествам. Китайский даосизм вытеснил классические анимистские верования примерно в восемнадцатом веке. Община Яо подчиняется иерархии и возглавляется священослужителями, исходя из этого мальчики начинают собственный религиозное образование уже с двенадцати лет. Много обрядов связано целительством, общением и изгнанием демонов с духами  погибших предков.

Одежду священослужителям вышивали дамы, сохраняющие на это время обет безбрачия. Считалось, что только что родившая дама есть «нечистой», исходя из этого во время работы с костюмом священника дамы Яо не могли вступать в родные связи с мужчинами. Пояснице платья священослужителя украшают драконы, защищающие дворец Нефритового Императора и пятицветное мифическое животное с хвостом быка , конскими копытами и головой волка.

Края мантии украшают горы, символизирующие дома  императоров и божеств. Классическая одежда жрецов шилась из узкого шёлка, исходя из этого на данный момент она фактически не сохранилась. Современные костюмы изготавливаются из искусственного шёлка и синтетических материалов с украшениями из пластиковых блёсток.

Розовое яйцо в яркой оплетке нам подарили на прощание в качестве пожелания успеха в пути и на тот случай, в случае если мы проголодаемся:)

Главный жрец племени Яо Мьен, Дао Гун, обязан мочь просматривать и писать по-китайски, дабы осознавать ритуальные книги. Платье жрецов племени Яо Мьен  складывается из юбки, хлопковой рубахи, цвета «индиго» и жилета. Костюм дополняется шляпой и долгой белой тканью в качестве пояса. Священослужитель в праве носить эту одежду лишь при исполнении ритуала.

Для входа в связи и транс с предками он применяет хвост лошади и рог буйвола.

Религиозная судьба мужчин племени начинается тогда, в то время, когда он проходит четыре даосские церемонии. Потому, что такие обряды становятся все более дорогими, семья может совершить один обряд в один момент для нескольких родственников и сыновей мужского пола.

Западные государства имеют собственных гадалок, астрологов и хиромантов, а племя Яо Мьен применяет в тех же целях «чудесную» книгу, неповторимый календарь, определяющий совместимы ли любимые. Данный календарь употребляется родителями, дабы выяснить, будет ли успешен брак их детей.  В отличие от вторых консервативной горных племен, женщина из племени Мьен может пригласить к себе на ночь любимого и добрачные дети не являются осуждаемыми в общине.

Дамы Мьен делают  немыслимое количество домашних обязанностей: приготовление пищи, стирка, сбор и уборка урожая. Кроме того на протяжении праздника до тех пор пока мужчины отдахают и распивают бутылочку, дамы всегда хлопочут по хозяйству, их нереально заметить сидящими без дела. В то время, когда им удается отыскать время на вышивку собственных необычных костюмов для меня осталось тайной.

Деревня Нам Кун расположена на территории заповедника и посевы обитателей часто страдают от слонов, каковые их вытаптывают. Подобные обстановки случаются и в китайских сёлах, но обитатели ежегодно приобретают компенсацию от страны. В Лаосе фермерам до тех пор пока приходится справляться самим и отгонять животных от полей.

На собственных сельскохозяйственных угодьях Мьяо в большинстве случаев выращивают рис и кукурузу. В деревне Нам Кун рисовые поля пока не приносят громадной урожай, поскольку это юная деревня, а рис требует отточенного и выверенного механизма поливов. Но в данной деревне процветает животноводство либо вот, опиум растёт.

Кухня Мьяо Яо больше напоминает китайскую, чем лаосскую. Любой прием пищи в обязательном порядке дополняется фирменной закуской и рисом «лай суй», квашеной маринованной зеленью, ну и лао-лао, само собой разумеется, без него пища перевариваться не будет 🙂

Юноши в предвкушении:) Вся пища приготавливается на открытом огне. В племени Яо собаки — это не только друзья и охранники, но и еда 🙁

В текущем году празднование Нового года у Яо пришлось на 17-18 февраля. По случаю праздника община приобрела телевизор, не взирая на то, что электричества в деревне нет и чуть ли оно покажется в ближайшие десятилетия, планируется, что телевизор будет трудиться от солнечного аккумулятора.

И напоследок пара фото с праздника:

Где-то на краю света (2017). 1 серия. Детектив, Устинова.


Темы которые будут Вам интересны:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.