Кратко о будде

Кратко о будде

Потому, что в путешествиях по Юго-Восточной Азии всегда сталкиваешься с проявлениями буддизма, крайне важно (и весьма интересно) знать, кто же таковой Будда. Итак,

Будда — основоположник буддизма. Слово “будда” есть производным от санскр. корня “будх” (будить, пробуждаться) и обозначает переход от дремлющего, затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию.

Собств. имя Б., в большинстве случаев, отождествляется с царевичем Гаутамой Шакьямуни, жившим, в соответствии с будд. традиции, в 7-6 вв., а согласно данным ученых, в 6-5 вв. до н. э. По будд. канонич. лит-ре (Типитака) тяжело составить представление о жизни Будды как историч. лица, но существуют более поздние неканонич. версии, дающие достаточно полную картину судьбы Б. К ним относятся “Махавасту” и “Лалитавистара”, написанные на санскрите и принадлежащие к школе махасангхика, “Абхинишкрамана-сутра” (оригинал не сохранился), относящаяся к школе дхармагуптака, поэма Ашвагхоши (1 в. н. э.) “Буддхачарита” на санскрите; “Ниданакатха” на пали, являющаяся введением к джатакам (истории о прошлых судьбах Будды). Из этих легендарных по форме и мифологич. по содержанию повествований возможно выделить условно рацион. схему судьбы Б. Б. появился в аристократич. семье рода Шакья, к-рый правил маленьким гос-вом, расположенным на Индии и границе Непала.

Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама — это его фамильное имя. Папа выстроил для сына три дворца, чтобы оградить его от неприглядных сторон окружающей судьбе. Царевич возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и предстоящая судьба сулила одни эйфории. Но наблюдательный и впечатлительный Гаутама на протяжении собственных переездов из одного дворца в второй отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, вспоминают о смысле судьбы.

Он решил оказать помощь людям в отыскивании истины и в 29 лет ушел из дома, став отшельником. 6 лет бродил по равнине Ганга, разговаривал с проповедниками и мудрецами, вел строгий аскетич. образ судьбы, но, убедившись, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины и Гаутама погрузился в медитацию, в к-рой пребывал — по одной версии — 30 дней, по второй — семь недель без питья и еды.

В ходе медитации Гаутама достиг просветления, т. е. стал буддой, к-рому открыты все законы мироздания. Затем Б. в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал собственный учение. Погиб он в возрасте 80 лет. В текстах, повествующих о жизни и деяниях Б., всегда упоминаются всевышние, божества, демоны, духи, к-рые приходят к нему, сопровождают его и разговаривают с ним.

Сам Б. поднимался в мир небожителей и просматривал в том месте собственные проповеди, а всевышние, со своей стороны, много раз посещали его келью на почва. Кроме простого зрения Б. владел глазом мудрости во лбу и свойством всевидения.

В соответствии с традиции, всевидение Б. не считая простого зрения обеспечивалось глазом, видящим прошлое, будущее и настоящее; глазом, видящим восьмеричный (либо срединный) путь, глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных вселенных. Как явствует из текстов, Б. чувствовал, ощущал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах, — эти качества обозначаются как шестифакторное знание Будды.

В собственную очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин (см. Добропорядочная истина), свойство успехи великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и др. типы знания.

Б. владел многими чудесными качествами: имел возможность спускаться под почву, подниматься на небо, летать по воздуху, приводить к огненным мистериям, принимать любой вид, на его теле имелись 32 громадные и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магич. особенностями. В текстах Б. награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, всевышний всевышних, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его именуют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (стёрший с лица земли привязанность к сансарич. бытию), сугата (добро созидающий), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый), а всего более 30 эпитетов.

На идее перерождения держится целый каркас будд. мышления: бытие является сосудом многослойного вещества, в к-ром пребывает все живое, то поднимаясь в верхние чистые слои, то погружаясь в нечистоты, в один момент меняя наименования и формы и проявляясь в том либо другом слое в виде животных, птиц, рыб, насекомых, духов, демонов, людей, всевышних, будд. Исходя из этого и появление в мире людей мыслится как непредсказ. проявление кармич. закона, а не итог линейного историч. развития.

Из этого и равнодушие буддистов к вопросу об историчности Б. Христ. хронология библ. истории была нужна для отсчёта и фиксации чудес времени от создания мира либо от рождения Христа, а в буддизме совокупность летосчисления была введена только в нач. 50-х гг. 20 в., причем за точку отсчета были забраны 543/544 гг. до н. э., с тем дабы отметить в 1954 2500-летие со дня смерти Б. Т. обр. время судьбы Б. было смещено практически на столетие в отношении научной датировки.

Наиб. ранними монументами, содержащими нек-рые сведения о жизни Б. и судьбе его учения, являются надписи-эдикты, выбитые на каменных плитах по приказу царя Ашоки (268-231 до н. э.). Сверяя эти, содержащиеся в канонич. текстах, а последние передавались изустно до тех пор, пока не были зафиксированы в 1 в. до н. э., и сведения историч. ланкийских хроник, созданных в течение 1 тыс. н. э., с датировкой эдиктов Ашоки, ученые заключили , что Б. жил между 560 и 480 до н. э., а офиц. признанные даты судьбы Б. 623/ 624 — 543/544 гг. В. И. Корнев

Источник: http://buddhist.ru 2006-07-02

Скульптурные изображения Будды в Бирме (Мьянме)

Скульптурные изображения Будды в Аютайе, Тайланд

Буддизм. Кратко и доступно о религии


Темы которые будут Вам интересны:

Категория: Статьи о мире  Теги: ,
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.