Дивный новый китай: несостоявшаяся история глазами художников северной кореи

Дивный новый китай: несостоявшаяся история глазами художников северной кореи

Картины проекта «Красивое будущее» («The Beautiful Future»), написанные в агитационной эстетике живописцами КНДР для семь дней дизайна в Пекине, показывают «современный» Китай в радужной утопии победившего социализма.

Весёлый отряд китайской революционной молодежи шествует по обласканной лучами солнца золотой ниве. Красные знамёна развиваются на ветру, приветствуя богатый урожай. Трудолюбивая пара молодых фермеров провожает их ухмылками, аккуратно неся переполненную корзину спелых красных яблок. Это имел возможность бы быть один из тысяч плакатов, выпущенных в 1950-е отделом пропаганды ЦК компартии Китая, изображавших розовощеких «товарищей», кипящих энтузиазмом и энергией.

Но кое-что в данной сцене очевидно выбивается из контекста.

В центре идиллической картины, в том месте, где по всем канонам должно бы быть сияющее лицо хорошего Мао, расположилась изогнутая петля штаба центрального телевидения Китая (CCTV). В обрамлении трех дорожек от самолетов, праздничным воздушным парадом уходящих в закат, строение высится, как триумфальная арка, ведущая в почву обетованную китайского социализма.

В действительности, эти легко сюрреалистичные сцены – произведения участников альянса живописцев КНДР, тех самых, что исправно снабжали партию агитационными плакатами на протяжении правления Ким Чен Ира, а сейчас в основном занимаются дизайном упаковки для пищевых продуктов в Пхеньяне.

Проект «Красивое будущее» – детище двух английских иммигрантов, Ника Боннера и Доминака Джонсона-Хилла, приехавших в Китай двадцать лет назад, и бесповоротно покоренных Пекином. Боннер возглавил в столице туристическую компанию, коллекционирует мастерство и снимает документальные фильмы о жизни КНДР, а Джонсон-Хилл основал персональную империю уличной моды, бренд Plastered, что производит футболки, украшенные шедеврами маоистского китча. Шесть картин проекта, продемонстрированные в рамках Пекинской семь дней дизайна, – неизбежный итог их неспециализированной одержимости визуальной эстетикой коммунистического режима.

«Живописцы КНДР могут передавать сообщение чисто визуальными способами, как никто второй», — комментирует Боннер. – «Мы желали продемонстрировать, каким имел возможность бы быть современный Китай, если бы идеология Мао доминировала ». Для этого Боннер и Хилл послали исполнителям в КНДР проекты здания и подробные наброски сюжетов CCTV и Олимпийского стадиона. Живописцы, которым, наверное, не доводилось пользоваться интернетом, взяли задание изобразить огромные небоскребы, дискотеки, караоке-бары, офисных работников за сетевыми компьютерами — вещи, каковые они ни при каких обстоятельствах не видели в повседневной судьбе закрытой страны. Порожденные их воображением образы – это утопичная картина современной действительности, какой она имела возможность бы быть, сложись история Китая мало по-второму.

kulturologia

TED на русском — МОЙ ПОБЕГ ИЗ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ


Темы которые будут Вам интересны:

Категория: Статьи о мире  Теги: , ,
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.